Oxxxymiron – один из самых хайповых исполнителей на российской рэп-сцене. После батла с Джонибоем о нем не знают лишь те, кто вообще не интересуется музыкой. Оксимирон везде: в тонированных тазах пацанов с района и малолитражках гламурных кис, в телефонах школьников и айподах менеджеров среднего звена.
После выступления Окси на «Вечернем Урганте» и вовсе сложно угадать, от кого услышишь об успешном рэпере. Казалось бы, всё хорошо – пацан к успеху пришел. Но есть несколько штрихов, которые портят картину. И чем дальше – тем сильнее.
1. «Пять лет назад я нищебродом в столице был. Три года как все ожидают альбома. Скоро!»
Выход второго полноценного альбома Оксимирона был запланирован на 14 августа 2014 года. Но что-то пошло не так и Окси перенес выход альбома на неопределенный срок. Причина – альбом в его представлении не идеален. Мирон поведал, что он готовит альбом, который «перевернет игру», и посоветовал запастись терпением.
Время шло. Игра всё не переворачивалась. Оксимирон катался в туры со старым материалом, на все вопросы про альбом отвечая: «Скоро!». В сеть просачивались лишь фиты с другими исполнителями. А вот альбома всё не было.
Окси занимался чем угодно, но только не записью новой пластинки. Батлил с Джонибоем, рекламировал сериал «Лондонград», для чего даже написал одноименный трек, выпустил совместки с ЛСП, Ригосом и Луперкалем, записал трек ко дню рождения Лавкрафта… В рэп-кругах поговорку «Когда рак в поле свистнет» заменила другая: «Когда жид альбом выпустит».
Клип «Город под подошвой» вызвал новую волну хайпа. Сеть взорвалась в надежде, что ГПП – сингл с нового альбома, который вот-вот дойдет до слушателей. Масла в огонь подлила новость о готовящемся туре. Кто поедет в новый тур в очередной раз со старым материалом? Никто, очевидно же. Никто – кроме Оксимирона. В мини-туре «Город под подошвой» Мирон исполнял старый материал и треки, не вошедшие в альбом.
Но любому ожиданию приходит предел. Дату презентации второго альбома наметили на 13 ноября, пройти она должна была на концертах в Санкт-Петербурге и в Москве. Только самого альбома всё так же не было. Злые языки уже говорили, что на концерте объявят об очередном переносе релиза.
Билеты на концерты разлетелись, как горячие пирожки. О трек-листе не гадал только ленивый. В сети появились фотографии якобы настоящего плейлиста грядущего релиза.
Конспиратор Оксимирон превзошел самого себя, выложив альбом в сеть за несколько часов до концерта. В трек-листе релиза «Горгород» не обнаружилось ни «Города под подошвой», ни других вышедших в этом году треков. Более того весь «Горгород» оказался концептуальной рэп-оперой, повествующий о некоем писателе и его участии в заговоре против власти вымышленного антиутопического города.
Выпуск альбома в день презентации привёл к тому, что люди на концерте не знали текста песен. Те, кто не успел ознакомиться с «Горгородом» заранее, с удивлением слушали малоподходящие для концертов треки и пытались понять – круто это или не очень.
Аудитория ждала треков в стиле «Города под подошвой», а получила пластинку для прослушивание в тишине и одиночестве. К тому же, к удивлению фанатов, Оксимирон постоянно путал и забывал слова, объясняя это тем, что треки новые и он не успел их выучить до конца.
Позже выяснилось, что альбом записали за неделю, а сведение закончили в ночь перед презентацией. Но чем же рэпер занимался всё это время? Об этом история умалчивает. Не записью альбома уж точно.
2. «Они жаждут подгон, а я все решаю, кто я – андеграунд или продажный гондон?»
Всем, кто давно слушает Оксимирона или читает его аккаунты в соцсетях, известно, насколько негативно он относился к телевидению и появлении рэперов «в ящике». Он говорил, что телевидение не нужно ни для раскрутки, ни для досуга – его заменил интернет. В одном из своих интервью рэпер достаточно исчерпывающе высказался об этом:
«В последнее время мне поступало немало разных предложений, связанных с ТВ, но я туда не стремлюсь. Причем даже не стоит искать в моих словах какой-то там антисистемный пафос, просто я с каждым годом убеждаюсь, что телевизор, как и радио – в целом мертвый формат, и не очень понятно, зачем с ним связываться».
Тем не менее, это не помешало ему записать трек «Лондонград» для сетевой рекламы одноименного сериала. Правда, здесь артист сумел выкрутиться:
«Это не песня для титров – это песня, которую Миша предложил написать к запуску сериала. Как я уже сказал, для меня было важно не вписываться в телеэфир — и меня там по-прежнему нет. Клип смонтирован из кадров сериала, но для интернета, а не для телевидения. Были конкретные предложения по раскрутке трека на телевидении и радио, использовании в рекламе и так далее, но мне по разным причинам не хочется в такое вписываться, несмотря на финансовую составляющую. А реально интересно мне было лишь изначальное предложение, благодаря которому захотелось написать такую абсолютно экспериментальную песню, даже близко не похожую на то, что я обычно выпускаю. Гимн авантюристам для авантюрного сериала».
После появления в телешоу «Вечерний Ургант» также просто выкрутиться не вышло.
Конечно, визит Оксимирона на Первый канал – вполне закономерное явление. Рано или поздно туда попадают все популярные исполнители. «Вечерний Ургант» – это своего рода лакмус. Если ты здесь, значит, ты крут и успешен. Но как быть с регулярными презрительными высказываниями в сторону ТВ-формата?
Последним штрихом стал контракт Оксимирона с Reebok Classic. Рэпер смог привязать это событие едва ли не к традициям хип-хоп культуры, рассказывая, что готовит много совместных «подгонов» для фанатов совместно с Reebok. Но пока он успел отметиться лишь множественными фотосетами в фирменной одежде и единственной встречей с фанатами. На этом всё и закончилось.
3. «Четыре года кряду я в туре, ты, гомосек!»
У Оксимирона невероятно плотный гастрольный график. Он посещает все крупные города СНГ, не оставляя без внимание ближнее и не очень зарубежье. Количество концертов зашкаливает. Но ещё ни один тур не прошёл без эксцессов.
Во время каждого из туров стабильно отменяются или переносятся несколько концертов. Чаще всего – из-за проблем со здоровьем у артиста. Сорванный голос и простуда – самые частые причины отмены или переноса концертов. Самый крупный форс-мажор произошел в ноябре 2016-го: артист отменил десять идущих подряд концертов. Причина та же – проблемы со здоровьем.
Десять отмененных концертов – это солидная потеря денег. Потому Оксимирон записал видеообращение к фанатам, пообещав «жирный подгон» тем, кто не сдаст билеты. Ну-ну.
Здесь же можно вспомнить периодические проблемы с визами у Порчи – диджея Мирона, и у Руслана – бессменного водителя гастрольного «броневика», что наводит на мысли о «тщательной» подготовке к туру.
4. «Микстейпы сосут»
Сразу после объявления о возобновлении тура, Окси заявил, что … переносит выход микстейпа. Вызвано это было все тем же переосмыслением концепции. Якобы, обычная нарезка куплетов с гостевых треков не соответствует тому уровню, который для себя задал Оксимирон. И он хочет сделать нечто более качественное. Где-то это мы уже слышали, не так ли?
Неувязка заключалась лишь в том, что те самые концерты в Москве и Питере были заявлены, как презентация микстейпа и нового материала. Окси попросил людей не сдавать билеты, обещая все компенсировать.
И если долгое ожидание второго альбома лишь подогревало к нему интерес, то заявление о переносе микстейпа вызывает усмешку.
Кем ты стал? (вместо эпилога)
Каждый факт по отдельности не представляет ничего экстраординарного – проблемы бывают у всех. В совокупности же вырисовывается портрет жадного до денег и славы артиста, который приносит обещания в жертву концертному «чесу», с которого и идет основной заработок.
Гастрольный график забивается максимально плотно – до той степени, которую не в силах осилить сам артист. На алтарь славы же укладываются собственные принципы: про Мирона пишут ведущие издания масс-медиа, он читает трек «Где нас нет» в «Вечернем Урганте», старательно пропуская нецензурную лексику; записывает промо для сериала на СТС; каждый его шаг освещается сетевыми хип-хоп ресурсами.
В какой-то момент Оксимирона стало слишком много, он превратился в хайп-машину, которая выжимает максимум шума из каждого инфоповода – которых, если уж честно, стало не так уж и много. Из обаятельного паренька с оксфордским дипломом, вылезшего из лондонской подворотни, ненавидящего «ваш флоу, ваш слог, ваш хоп, не важно за что», Оксимирон превратился в типичную рэп-звезду в одном из самых худших значений этого слова.
Возможно, мы ошибаемся, и всё вышеперечисленное – лишь из-за недостатка опыта, эдакие «шишки», неизменно набиваемые молодым исполнителем. Хотелось бы в это верить. Ведь дело «не в количестве панчей, не в качестве рифм – дело в личности, что за ними». А личность Оксимирона постепенно теряет свою харизму и обаяние.