«Горгород» в руках литературоведа

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (4 оценок)
Загрузка...
Поделиться
Отправить
12 октября 2016

Всё, что происходит с нами, всё, что мы чувствуем, уже происходило когда-то с кем-то, не так ли? В своё время Николай Васильевич Гоголь был восхищён тем, что его друг В.А.Жуковский трудится над переводом «Одиссеи» Гомера. Узнав об этом, Гоголь решил для себя: если Жуковский переводит «Одиссею», то он – напишет свою. Таковой и является поэма «Мёртвые души», доказательств тому множество, ровно как версий о причине «самоубийства» Гоголя. Мне, однако, думается, что великий писатель оказался недостаточно велик для самого себя, для собственных запросов. Он закончил своё произведение, но сомнения терзали его душу. Усилили эти терзания и слова протоиерея Матфея, ставшего единственным читателем второго тома «Мёртвых душ», о том, что публиковать ряд глав недопустимо, более того, их нужно уничтожить. Возможно, Гоголь решил, что не смог достичь планки, которую сам для себя поставил. Так это или нет – мы никогда не узнаем. Однако моё эго шепчет мне на ухо о том, что я, подобно великому писателю, тоже могу не достичь поставленной перед собой цели, и разум мой уверенно ему вторит, ведь едва ли я всё смогу понять. Но я не Гоголь, мои амбиции куда меньше и такую трагедию как-нибудь переживу. Разубедить меня в моей уверенности сможет лишь сам автор, но «для рабов не поёт золотистый восход», а посему я скромно принимаю эту ношу и отправляюсь в путешествие по «Горгороду».

горгород оксимирон

Картина «Вавилонская Башня», Гюстав Доре

«Горгород» начинается «Не с начала», прямо-таки в лучших традициях Тарантино. Не с начала начинается и «Герой нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова, где повествование открывается главой «Бэла» — главой, после событий которой проходит наименьший отрезок жизни Печорина, и после которой жизнеописание его нам даётся всего лишь в нескольких строках, за исключением встречи с Максим Максимычем. Примерно так же складывается судьба главного героя после трека «Накануне», являющегося, на мой взгляд, кульминационным. Назвать это совпадением было бы для меня кощунством, ведь «всё переплетено, и совпадений — ноль». Но обо всём по порядку.

В первом треке мы знакомимся с главным героем «поэмы» – писателем Марком. Речи его высоки и наполнены стремлением, но он сам себя обрывает и предлагает узнать, с чего же всё началось. Началось всё в понедельник со звонка его агента – Киры, которая потребовала отчёт о том, как продвигается написание его нового произведения, которое он должен будет сдать уже через месяц. Также она упомянула о каком-то повёрнутом фанате, который раздобыл её номер, звонил ей с упреками и, возможно, позвонит и Марку. Следует сразу обратить внимание на то, что речь Киры в этом треке, и далее мы будем слышать лишь на записи в телефоне Марка, которому она периодически звонит, причём говорит она, естественно, не в стихотворной форме. Имеет ли такая форма представления её речи какое-то особое значение? Пока что это совершенно неясно, так что лучше обратимся к самом треку:

Вдаваться в разнообразные значения слова «анафема» не будем, не хватало ещё начать блох задней лапой с ушей вычёсывать, остановимся на том, что анафема – это проклятие и, отталкиваясь от этого, поразмыслим, почему же герой проклинает себя, ведь он всего лишь поправил одеяло? Как правило, к девушкам на одну ночь никаких серьёзных чувств быть не может, следовательно, эта особа к таковым не относится, она важна для Марка, более того, он поддаётся порыву и проявляет заботу по отношению к ней, что выдаёт его сентиментальность, чуткость и если не любовь, то по крайней мере самые тёплые чувства к этой девушке. Следовательно, Марка не устраивает то, что он испытывает какую-то сильную привязанность? Более того, Марк думает о том, что он «доигрался» с этой девушкой, и эти слова станут его эпитафией – несколько пугающая мысль для человека влюблённого, не находите?

От внутренних противоречий писателя наше внимание перенаправляют на образ девушки, но не просто девушки, а богини. Выход из пены – прямая аллюзия на образ Афродиты, богини красоты и любви. Возможно, такой её видит лишь Марк, а, возможно, она и впрямь не человек. Интересным является и образ отпечатка от плеча на кафеле. Как это вообще возможно? Ведь выходят из воды ногами, оставляя отпечатки ног. Момент, безусловно, спорный, и мы можем предположить, что девушка просто коснулась стены, однако, зная Мирона Яновича как человека, не произносящего ни слова впустую, я дерзну предположить, что это намёк на искусственность данной особы, на её, если хотите, нечеловеческое происхождение. В голове моей тут же возникает миф о Пигмалионе, древнегреческом скульпторе с Кипра, и Галатее – творении рук его. Согласно общепринятой версии мифа, Пигмалион создал Галатею, влюбился в неё, и Афродита, сжалившись, оживила статую, дабы Пигмалион испытал счастье взаимной любви. Однако существует другая версия, в которой Пигмалион открыто высказал своё презрение к женщинам, и Афродита покарала его, заставив влюбиться в ту, что никогда не ответит взаимностью, однако, благодаря силе своей любви Пигмалион оживил Галатею. Лично мне из двух предложенных вариантов более близким к нашей теме видится второй, потому как из первых строк нам понятно, что для самого Марка чувства к этой девушке – большая неожиданность, но в то же время предначертанный рок, подтверждение чему мы позже найдём в треке «Девочка-п**дец».

Пигмалион и Галатея

Картина «Пигмалион и Галатея», Жан-Леон Жером

После знакомства с девушкой нам представляют ещё одного центрального персонажа повествования – сам город. И тут же его сущность раскрывается перед нами с помощью обыгрывания понятий из игры «Мафия». В городе как будто нет мирных, добропорядочных жителей. Есть только плохие и очень плохие. Город, словно живое существо, поглощает людей, губит их и подчиняет своей воле, в то время как верхушка считает этот процесс не более чем планом, как уравнением. Но почему же город «вертикально поделен»? Думается мне, что это – игра слов с понятием «вертикаль власти», то есть в этом городе существуют чёткое разграничение должностей и иерархия. Герой же наш, на фоне этой огромной махины, находясь рядом с любимой, «фатально потерян». Что-то выбило его из колеи, он не видит чёткого продолжения своего пути. Или видит, но тот настолько отличается от предыдущей его жизни, что герой пока не способен его принять? Вполне возможно. Все эти сюжетные и образные линии очень важно запомнить, ибо в последующем повествовании они постоянно будут встречаться и раскрываться полнее. Первый трек словно обозначает проблематику всего произведения, однако охватить буквально все темы, естественно, невозможно. С осознанием этого факта предлагаю продвигаться дальше.

В первом полноценном треке «Кем ты стал?» мы наслаждаемся монологом того самого фаната, о котором предупреждала Кира:

Речь фаната проста и искренна, но это не просто монолог – это полноценная филиппика, гневная обличительная речь. Фанат сравнивает Марка с Далай-Ламой, то есть он являлся для фаната неким духовным лидером и просветителем, однако впоследствии сдулся, не устоял перед роскошью и богатой жизнью, стал писать не для души, а ради денег. Как же Марку удалось пробиться в сливки общества, если он был протестующим, опальным писателем? Это большой вопрос, над которым автор предоставляет нам возможность подумать самостоятельно, вплетая в повествование ещё одну нить недосказанности, которую мы должны проследить по ходу развития сюжета. Помимо Марка в данном тексте опять фигурирует образ города, на этот раз ещё более страшного и могущественного. Теперь мы понимаем, что все вокруг видят беспредел, бедность, коррупцию, цензуру, однако предпочитают молчать, как и главный герой, и словно страусы зарывают головы в песок, дабы остаться в целости и сохранности. Закономерно, что самый преданный фанат в итоге становится хейтером.

В конце трека мы вновь слышим автоответчик с голосом Киры, которая выражает сочувствие Марку по поводу звонка от фаната. Она понимает, что писатель всё прекрасно видит, но, как и все, не идёт против системы. Кира тоже, как мы понимаем, не в восторге от этого «горячо любимого мэра», но с этим ничего не поделаешь, и она советует Марку сходить на какую-то попойку в честь очередного переизбрания. Нам становится совершенно ясно, что мэр этот, как и многие деспотичные правители, сел на трон давно и надолго. Последнее высказывание Киры – предупреждение о том, чтобы Марк не переборщил с гором. Очевидно, что это либо алкоголь, либо наркотик, который не самым лучшим образом влияет на человека, но с чего бы ему взяться на вечеринке в честь переизбрания мэра? Он же всё-таки высокопоставленное должностное лицо! Становится очевидным, что мэр, помимо всего прочего, связан ещё и с наркомафией и совершенно не тяготится соблюдением законов, раз уж позволяет себе и своему окружению так открыто употреблять этот наркотик на вечеринке имени его самого. В глаза так же бросается само название – «гор». Словно это есть неотъемлемая часть Горгорода, содержащаяся даже в его названии. Вот уж действительно «город грехов».

Трек «Всего лишь писатель» по сути является ответом на «Кем ты стал?», но только прямого ответа на этот вопрос в нём не даётся. Основной причиной своего бездействия Марк называет самих жителей города. Он говорит о том, что людям ничего не надо: ни обличения взяточничества, ни высмеивания деспотичного правителя, ни чего-либо ещё. Все предпочитают просто сидеть на нагретом месте и, по совету самого Марка, «не срать в угол, в котором живёшь». Но это лишь его мнение. Даже исходя из содержания предыдущего трека «Кем ты стал?», мы можем сделать вывод, что в Горгороде остались люди небезразличные к происходящему вокруг, те, кто готов бороться за правду и свободу, но наш писатель словно позабыл о них. Из этого следует понимание: Марк лишь открещивается от своих обязанностей и былых идеалов, он буквально предаёт самого себя, прекрасно осознавая это: «Эти ваши разговоры про рупор – это пиздёж. Я жопу не лизал, почему же совесть чиста? Остальное – задачи общества».

Нет ничего хуже для творца, чем предать свои идеалы и принципы, а именно это Марк и сделал. Он пытается убедить нас в том, что «не был рождён для великих дел», но разве путь писателя по натуре своей не есть путь воина, лидера, диссидента? Разве он может говорить о том, что «роли спасителей – не моё»? Возвращаясь к словам фаната, мы видим, что именно таким духовным лидером и вдохновителем Марк и был, но теперь и сам не знает, кем же он стал.

Автор рисует перед нами самого что ни на есть малодушного и слабого человека, возомнившего себя тем ещё мучеником. Но, может он и вправду мученик? Марк говорит о том, что он не Иса (Иса – это исламский пророк, отождествляемый с Христом), однако крест всё же несёт. Выходит, крест здесь символизирует не спасительную миссию, от которой писатель так старательно себя отгораживает, а некий груз на душе. Это – ещё одно подтверждение тому, что Марк осознаёт своё предательство. Он прекрасно видит всё, что происходит вокруг, и прекрасно знает, что обязан этому сопротивляться.

Всё, что происходит вокруг, писатель считает сюрреалистичным, нереальным. Фраза «И как я очутился <…> посередине жизни в сумеречном лесу?» отсылает нас к первым строкам «Божественной комедии» Данте. «Лес» этот — страшное, мрачное место, где всё вокруг словно давит на тебя, нагоняет страх и усталость. Вероятно, таким же Марк видит Горгород. Это первая прямая характеристика города. До этого Марк высказывался о нём лишь как о муравейнике (но какой же город не муравейник?). Возможно, на такое «сюрное» восприятие всего происходящего влияет Гор. Марк то просит кредитку, то говорит о том, что все вокруг уже знатно употребили, а в конце заявляет, что Гор его почти не берёт, что, естественно, является неправдой, ведь речи Марка весьма развязны и колки, он не стесняется в оценках окружающего общества, а ведь, не забываем, находится на вечеринке в честь переизбрания мэра.

Повествование таково, что итогом этого трека, казалось бы, станет крайне безысходная нота, что-нибудь об обречённости всякого рода сопротивления, падении нравов и утрате моральных ценностей, или же речь может зайти об отрицании страшной действительности по принципу «пира во время чумы», но речь Марка обрывается на словах: «Почти сажусь в такси и внезапно вижу её». Она, как мы понимаем, и есть та самая девушка, с которой мы познакомились в «Не с начала». Тут-то и начинается самое интересное.

Поделиться
Отправить

Самое популярное за неделю

Бывшая Оксимирона. Развеиваем мифы о девушках рэпера
Бывшая Оксимирона. Развеиваем мифы о девушках рэпера
Ну что, друзья, пришло время «пожелтить» и обрасти парочкой историй о личной жизни музыкантов. Начнем мы, как вы уже догадались, с Оксимирона. В «Яндексе» полно запрос...
Почему поссорились Schokk и Oxxxymiron
Почему поссорились Schokk и Oxxxymiron
Одного из них больше знают по лещам от Жигана и постоянному троллингу в твиттере и перископе. Второй собирает тысячные залы, стал лицом компании Reebok и готовится к поед...
Нойз и MC Хованский. История конфликта с пояснениями
Нойз и MC Хованский. История конфликта с пояснениями
Лещи разной силы и интенсивности – неотъемлемая часть русской рэп-сцены. Не говоря уже о батл-рэпе, в котором как можно сильнее зацепить оппонента – смысл происходящего. ...

МС, которые упоминаются в статье